Кибернетизация.ру - Тематический портал о кибернетике и компьютерах.
Главная · Статьи · Форум · Веб ссылки · ПоискДекабрь 11 2017 23:41:29
Навигация
Из истории развития человечества и компьютера
История развития кибернетики
Компьютеризация и общество
Кибернетизация отдельных отраслей
Компьютеризация учебного процесса
Компьютер в искусстве
Кибернетизация, армия, спецслужбы
Искусственный интеллект
Виртуальный мир
Наши партнеры
Интересное
Голосование
Глобальная компьютеризация - хорошо это или плохо?

Да, за компьютерами и технологиями будущее! Я "за"!

Это, конечно, хорошо, но не в глобальных масштабах

Комьютер - зло!

Не знаю, не задумывался...

А что это такое?

Для участия в опросах вы должны залогиниться.
Темы форума
Новые темы
За роботами будущее?...
НЕТ компьютерам и те...
Без компьютера никак...
Впечатления, советы ...
Обсуждаемые темы
За роботами будущ... [2]
Без компьютера ни... [2]
НЕТ компьютерам и... [1]
Впечатления, сове... [0]
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 107
Посетитель: frans19757
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние статьи
Навстречу кометам...
Радиоуголок, детекто...
Генерал железных до...
Первый королевский а...
Техника и биология...
Первый поляк в космо...
Таинственный шифр...
Исследователь Сибири...
Великий Тыльман...
Для мастериц на все ...
Метод получения фосф...
Великий мастер корол...
Барометр
Глиссер
Электронные кубики...

Генерал железных дорог
В первых лучах восходящего солнца весь залив лежал как на ладони: соч­ная зелень берега мягкой извилиной выделялась на фоне нежной синевы воды. Адмирал улыбнулся исподтиш­ка: для его флотилии, которая выстра­ивалась как раз в боевом порядке, этот райский уголок был лакомым кусоч­ком. «Залив и город, защищающий подступы к нему, мы возьмем без вся­кого труда», — подумал он. Был 1866 год. 350 с лишним лет то­му назад, в эпоху великих географиче­ских открытий, почти вся Южная Аме­рика была захвачена испанскими кон­квистадорами, которые безжалостно грабили свои заморские провинции. Золото, серебро, драгоценные камни неиссякаемым потоком текли в метро­полию. Пришельцы Пиренейского полуос­трова безраздельно и жестоко господ­ствовали здесь более трех веков И только в первые годы XIX пробу­дился этот огромный и изобилующий неисчерпаемыми богатствами конти­нент, восстав против многовекового рабства. Широко развернувшееся на­ционально-освободительное движение положило конец господству иноземных захватчиков. В 1821 году образовалась новая республика — Перу. Это было молодое, но жизнеспособное и деятель­ное государство, которое получало баснословные доходы от двух крупных природных богатств: гуано — фосфор­ного удобрения и селитры. Нельзя за бывать о том, что в те времена люди еще не умели производить минераль­ные удобрения, и поэтому естествен­ные удобрения ценились очень высоко. Само собой разумеется, что Испания, которая безраздельно господствовала на этих землях в течение веков, не мо­гла примириться с потерей своих ко­лоний. Вот почему через сорок.пять лет после обретения Перу независимо­сти могучая испанская флотилия во­шла в порт Кальяо, недалеко от кото­рого находится столица страны Лима. Задача испанской экспедиции была не­сложной: вновь захватить эти богатей­шие земли. Корабли входили в порт спокойно, с чувством полной безопас­ности. Никому из испанцев в голову не приходило, что Перу может дать во­оруженный отпор. Однако, когда испанские суда вы­строились в боевом порядке, готовые смести с лица земли беззащитный, как казалось испанцам, город, который был ключом ко всей золотоносной стране, произошло нечто непредвиден­ное: на корабли обрушилась огненная лавина. Весь берег ощетинился десят­ками артиллерийских орудий. Испан­цы были застигнуты врасплох, и пре­жде чем они предприняли какие бы то ни было меры, было уже поздно: их совсем еще недавно могуществен­ный флот являл собой весьма жалост­ное зрелище. Уцелевшие корабли, впрочем сильно пострадавшие, пыта­лись как можно скорее уйти из залива и спрятаться от разрушительного огня прибрежных батарей за видневшимся на горизонте островом. О каком-то но­вом захвате молодой республики не могло быть, конечно, и речи. Каково же было бы удивление ис-пз'мжого командования, если бы оно знало, как ,все выглядело на самом де­ле. Эти многочисленные и могучие ар­тиллерийские батареи в действитель­ности вообще не существовали. Коли­чество артиллерийских орудий, кото­рые разнесли неприятельскую флоти­лию, было более чем скромным... Создателем этой новой оборонной системы, сокрушившей врага, был по­ляк Эрнест Малиновский, которого и сегодня в далеком Перу чтят как на­ционального героя. В Лиме, столице Перу, расположенной всего в несколь­ких километрах от Кальяо, высится ве­личественный монумент в честь защит^* ников порта. На одном из барельефов изображены герой обороны и его бли­жайший помощник Хабих, тоже поляк, создатели оборонительной системы, ко­торая воспрепятствовала вторжению испанцев. Перед лицом надвигавшегося испан ского нашествия в первую очередь на­до было укрепить Кальяо, крупнейший порт республики. Орудия, даже весь­ма тогда современные, были куплены в Северной Америке, где как раз за­кончилась война между Северными и Южными штатами. Однако этих ору­дий было слишком мало, чтобы обес­печить защиту порта. Малиновский вместе со своим по­мощником Хабихом усовершенствовал американские пушки, накрыл их сталь­ными корпусами, защищавшими ар-, тиллеристов от случайных осколков. Но это еще не все. Поль­ские инженеры использо­вали железнодорожные пути, которые вели в порт из близлежащих рудни­ков, где добывались медь и селитра, уложили рель­сы вдоль берега, а на спе циальные деревянные платформы, прикреплен­ные к снятым с вагонов колесам, поставили пуш­ки. В каждую такую плат-^форму они впрягли му­лов. Сразу же после вы­стрела она откатывалась по рельсам в другое ме­сто. Конечно, вероятность меткого попадания в та­кую «передвижную» бата­рею значительно сократилась. Ничего удивительного, что растерявшиеся за­хватчики вынуждены были позорно бе­жать из залива и спрятаться недалеко, за островом Сан-Лоренцо, где они за­латали пробоины в кораблях и приня­ли решение вернуться в Испанию. Так было спасено Перу. Я уже рассказал о необыкновенной обо­ронительной системе, примененной Мали­новским в борьбе с испанским экспедицион­ным корпусом. Разгром вражеского флота был во многом заслугой этого выдающегося инженера. Однако еще большую славу и всеобщее признание принес ему проект строительства железной дороги, проект на­столько фантастический, что все выда­ющиеся специалисты того времени призна­ли его совершенно нереальным. Эрнест Малиновский родился, по всей ве­роятности, в 1808 году (согласно некоторым источникам — в 1815 году) в Польше, уже расчлененной тогда иностранными держа­вами. Во время Ноябрьского восстания 1830 -.it года он сражался в рядах прославленного ■ .четвертого пехотного полка. После крова­вого подавления восстания Малиновский вместе со осей семьей вынужден был спасаться от преследований.
В Париже он учился в знаменитой школе строительства дорог и мостов. Железная дорога была тогда молодым изобретением, открывшим заманчивые перспективы, как самый удобный вид транспорта. Малинов­ский специализировался именно в этой об­ласти. Кроме того, он окончил курсы по артиллерии и военно-инженерному делу, которые организовал в эмиграции генерал Хшановский. В период Весны народов в 1848 году Ма­линовский принимал участие в борьбе за свободу Бадена. Затем он снова вернулся в Париж, где вскоре приобрел известность как прекрасный специалист по строитель­ству дорог и мостов. Именно тогда прави­тельство молодой республики Перу, искав­шее молодых, энергичных спениалистов-инженеров, обратилось к нему с просьбой оказать помощь. В середине прошлого века Перу бы­ло страной бездорожья. Почти все пе­ревозки осуществлялись с помощью мулов и лам. Самым большим препят­ствием для дорожного строительства была неприступная, пересекающая страну цепь Перуанских Андов. С од­ной стороны этой горной цепи находи­лась узкая прибрежная полоса с Ка­льяо, а с другой — самый большой и богатый департамент, Монтанья, сла­вящийся великолепным климатом, пло­дородными почвами и неисчерпаемы­ми минеральными ресурсами, среди ко­торых первое место занимали залежи золота, серебра и меди. Однако эта богатая земля была по­чти безлюдной, поскольку попасть туда было очень трудно. Соединение ее с побережьем стало для всей страны де­лом первостепенной важности. Подробный проект такого соедине­ния Малиновский разработал еще до испанского вторжения в Перу, однако он казался настолько невероятным, что долгие годы не было принято по это­му вопросу решения, тем более, что английские специалисты, считавшиеся самыми компетентными в этой обла­сти, отвергли проект. Надо признать, что их аргументы на первый взгляд казались неопровержи­мыми. Разве можно говорить о строи­тельстве железной дороги, если даже вьючные животные с величайшим тру­дом продвигаются по узким тропинкам над безднами? К тому же некоторые самые высокие вершины в Андах до­стигают 7 тысяч метров, а почти все перевалы расположены очень высоко. Строительство железной дороги бы­ло начато в 1872 году. Однако прежде чем дело дошли до этого, надо было произвести много измерений, точно наметить самый выгодный маршрут. В Анды отправилась экспедиция земле­меров и геодезистов во главе с Мали­новским и его ближайшими сотрудни­ками. Первые работы напоминали альпинистскую экспедицию, готовящуюся к восхождению на девственный пик. Участники экспедиции поднимались на обрывистые стены, спускались в глубо­кие трещины в примитивных плетеных корзинах, привязанных к веревкам. Высокогорная акробатика продолжа­лась два года. И наконец началось строительство. Чем выше поднималась стальная лента рельсов, по которым через несколько лет должны были пройти первые поез­да трансандийской железнодорожной магистрали, тем труднее становились условия работы. Строителей под стере*" гали тысячи опасностей: глубочайшие пропасти, отвесные скалы, в которые приходилось вгрызаться метр за мет­ром, прокладывая туннели. Железная дорога поднималась все выше и выше, все труднее становилась прокладка очередных участков. И вот железнодорожное полотно достигло высоты 4 тысячи метров, где нельзя было почти работать. Из-за разрежен­ного воздуха у рабочих кружилась го­лова. Снежные метели и громадные ла­вины поглощали все больше жертв. Достаточно было одного неосторожно­го движения, камня, выскользнувшего из-под ноги, и неудачник уже летел в бездонную пропасть.Малиновский всегда был в первых рядах строителей. Рискуя жизнью, он сам все проверял, за всем следил, спе­ шил на помощь, был сердцем и мото­ ром всего строительства. И наконец, после четырех лет на­стойчивой борьбы с безжалостной при­родой, борьбы, которая велась с по­мощью довольно примитивных орудий, железнодорожная линия дошла до са­мой высокой точки всего маршрута: 4 769 метров над уровнем моря. С это­го момента железная магистраль нача­ла спускаться вниз к плодородной Мон-танье. Высочайшая железная дорога мира постепенно становилась реаль­ным фактом. Это была великая побе­да техники.Чтобы понять, сколь выдающимся делом была прокладка этой трансан­дийской магистрали, надо помнить, что в те времена строители располагали довольно примитивной техникой. Иструменты, взрывчатка, рельсы, все необходимые для строительства мате­риалы доставлялись сюда на ламах, а когда они отказывались подчиниться человеку, люди впрягались в каторж­ный труд. Теория сопротивления мате­риалов и мостостроения делала первые шаги. Инженерное чутье — вот чем руководствовались проектировщики при строительстве мостов. Не вызывает удивления, что некоторые мосты обру­шивались в самые неожиданные мо­менты, иногда увлекая много жертв. В то время еще не знали цемента. Единственным вяжущим веществом была известь — материал довольно капризный. И тем не менее Малинов­ский проектировал и построил ряд мо­стов не только со стальной конструк­цией, но и каменных мостов, опоры ко­торых доходили иногда до 70 метров. И все они прошли проверку временем. Для того чтобы построить самый длин­ный и высокий мост, над Чертовым пе­ревалом, пришлось возвести сначала леса над пропастью, такой глубокой, что, казалось, человеку никогда не преодолеть ее. Здесь, пожалуй, впер­вые Малиновский усомнился в успехе своего дела. На помощь пришел ему один из местных индейцев. К небольшому камню, он привязал тонкий и прочный канат и попробовал перебросить его на другую сторону пропасти. Много раз он возобновлял свою попытку, по-ir \. ка, наконец, камень ни зацепился за
V
уступ на противоположной стороне. С помощью этого первого каната уда­лось перетянуть следующий, более тол­стый, а потом стальной трос. Из полу­тора десятков таких тросов были со­оружены единственные в своем роде леса, похожие на гамак, позволившие начать работы по строительству моста. Конечно, для прокладки железнодо­рожного полотна выбирались самые удобные участки, тем не менее разни­ца уровней даже на сравнительно ко­ротких отрезках была очень велика. Ни одна из железных дорог того вре­мени не шла так отвесно. И вот наконец уложена последняя балка, вбит последний болт. Самая вы­сокая железная дорога мира тянулась первоначально только 220 километров и соединяла Кальяо с городом Ороя в Монтанье. Она сразу же стала самой важной транспортной магистралью страны. Представьте себе путешествие по этой самой необычной железной доро­ге мира. Поезд трогается в путь с по­бережья Тихого океана, где стоит ве­ликолепная погода, невероятная жара, на небе ни едного облачка. Бее выше и выше поднимается по извилистой до­роге паровоз, который тянет за собой десять с лишним вагонов. Вот и Боль­шой туннель — наивысшая точка маршрута. Здесь царит вечная зима, градусник всегда показывает 10 с лиш­ним градусов мороза, вокруг тянутся глубокие снежные сугробы. Поезд выкатывается из Большого туннеля и начинает спускаться все ни­же и ниже. Здесь снова жара, субтро­пическое лето. Эрнест Малиновский, «генерал же­лезных дорог», не мог поставить свой талант на службу родной страны. Все свои силы и знания он отдал далекой республике, в которой по сей день жи­ва память о нем.

Опубликовал admin 0 Комментариев · 2295 Прочтений · Для печати
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.