Кибернетизация.ру - Тематический портал о кибернетике и компьютерах.
Главная · Статьи · Форум · Веб ссылки · ПоискДекабрь 11 2017 23:41:15
Навигация
Из истории развития человечества и компьютера
История развития кибернетики
Компьютеризация и общество
Кибернетизация отдельных отраслей
Компьютеризация учебного процесса
Компьютер в искусстве
Кибернетизация, армия, спецслужбы
Искусственный интеллект
Виртуальный мир
Наши партнеры
Интересное
Голосование
Глобальная компьютеризация - хорошо это или плохо?

Да, за компьютерами и технологиями будущее! Я "за"!

Это, конечно, хорошо, но не в глобальных масштабах

Комьютер - зло!

Не знаю, не задумывался...

А что это такое?

Для участия в опросах вы должны залогиниться.
Темы форума
Новые темы
За роботами будущее?...
НЕТ компьютерам и те...
Без компьютера никак...
Впечатления, советы ...
Обсуждаемые темы
За роботами будущ... [2]
Без компьютера ни... [2]
НЕТ компьютерам и... [1]
Впечатления, сове... [0]
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 107
Посетитель: frans19757
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние статьи
Навстречу кометам...
Радиоуголок, детекто...
Генерал железных до...
Первый королевский а...
Техника и биология...
Первый поляк в космо...
Таинственный шифр...
Исследователь Сибири...
Великий Тыльман...
Для мастериц на все ...
Метод получения фосф...
Великий мастер корол...
Барометр
Глиссер
Электронные кубики...

Таинственный шифр
Только что я разговаривал с Адамом и Янеком — двумя самыми лучшими математиками в классе. Они сказали, что их очень обрадовал наш новый раздел «Электронное 1 + 1 = ?». — Ну, наконец-то мы узнаем поболь­ше про электронно-вычислительные машины и электронику, — сказали они. — До настоящей электроники еще далеко. Сначала вам надо познако­миться с записью чисел в цифровых машинах, то. есть с так называемой
двоичной системой счисления, — возра­зил я. — Да мы не только знаем пре­красно эту систему, но и применяли ее на практике для запоминания таин­ственного шифра, — сказали мальчи­ки. — Это интересно, — согласился я. — Но ведь вы не обидетесь на меня, если я проверю вас и спрошу, чем от­личается хорошо знакомая десятичная система от двоичной. Адась сразу же ответил без запинки -. — В первом слу­чае мы имеем дело с десятью цифрами от О до 9. Самая большая цифра — 9, и на ней кончаются знаки десятичной системы. Для того чтобы записать чи­сло десять, ладо использовать цифры, которые уже раз употреблялись, повто­рить цифры 1 и 0, составляя их вместе. Образование дальнейших чисел (И, 12, 13 и т.д.) происходит по тому же прин­ципу повторения цифр. Аналогичным образом обстоит дело и с двоичной си­стемой счисления, причем здесь име­ется в распоряжении не десять цифр. а только две: О и 1. Итак, чтобы напи­сать после единицы число два, надо (как в десятичной системе после ци­фры 9) составить вместе цифры 1 >и о. Для того чтобы написать число три, надо составить 1 и 1, и так далее...
Вот, например, — добавил Янек, — числам десятичной системы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, В, 9, 10 соответствуют в дво­ ичной системе числа: 0, 1, 10, 11, 100, 101, 110, 111, 1000, 1001, 1010 и
Неплохо они в этом разбираются, сразу видно. А теперь послушайте, что произошло на последнем сборе звена мальчиков «Искатели». Роберт ворвался «а сбор, словно за ним гналась стая волков. Это возмутительно, — закричал он с порога. — С этим нельзя больше мириться. Надо придумать, наконец, настоящий шифр...
Что случилось, рассказывай по порядку! — наперебой закричали маль­ чики.
Как, разве вы ни о чем не знаете? Эти хвастуны из эвена «Медведи» по­ чинили и покрасили забор у дедушки Вацлава, над которым мы шефствуем.
Что?! Они проведали про наши планы «руки-невидимки» ?
Вот именно. Мы готовились, гото­ вились, а эти несчастные «Медведи» перехватили нашу работу. А все пото му, что Мацек после нашего последне­ го сбора не уничтожил записку, в ко­ торой сообщалось, когда назначена починка забора, — сердито заметил Юрек.
Но ведь записка была же заши­ фрована. — робко отозвался Мацек.
Даже ре­бенку ясно, что это надо читать задом наперед.
Ну, положим, не так уж ясно... Нечего после драки кулаками ма­ хать. Все равно эти «медведи» прочли записку. Надо в конце концов приду­ мать действительно трудный шифр. Янек и Адам — лучшие математики в классе должны изобрести надежный способ шифровки сообщений для на­ шего эвена. Три дня — крайний срок. Итак, встречаемся в пятницу в обыч­ ное время.
Мы выполнили задание, — сооб­ щил Адам на сборе в пятницу, — и придумали отличный шифр. Вот он, — и с этими словами Адам развернул большой лист бумаги. На нем видне­ лась надпись «НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ!», а под ней какая-то таблица с буквами в каждой клетке.Для того чтобы прочитать напи­ санное, нужен вот этот трафарет. При­ кладываем его к клеткам и начинаем читать ВСТР..., теперь поворачиваем трафарет на четверть оборота и чи­ таем дальше ЕЧА В, опять переворачи­ ваем трафарет... ШКОЛ... Е В 9 Ч.
Ерунда, никуда не годится. Надо постоянно- таскать с собой эти трафа­ реты, — недовольно пробурчал Мацек.
Погоди, мы еще не кончили, — остановил его Адам. — Ясно, что тра­ фареты с собой носить не имеет смы­ сла. Это неудобно и рискованно — они могут попасть в чужие руки. Но когда мы придумали этот шифр, то и нашли способ, как его запомнить. Здесь нам пришла на помощь математика. Итак, цельные клетки в трафарете мы обо­ значили цифрой «О», а окошечка — цифрой «1». Верхний ряд можно пред­ ставить тогда в такой форме 0010, на­ ходящийся под ним ряд — 0100, следующий 1000 и последний 0001. Про­ сто, правда?
Вы что, издеваетесь над нами? — снова отозвался Мацек. — Ведь эти ци­фры труднее запомнить, чем располо­жение клеток...
И опять ты перебиваешь, не даешь досказать до конца, — рассердился Янек. — Если эти числа, после того как отбросить находящиеся спереди нули, рассматривать как запись в дво­ ичной системе счисления (то есть 10, 100, 1000, 1), то им будут соответство­ вать в десятичной системе, как вы уже знаете (Ма-хи-фи об этом как раз и го­ ворил), числа 2, 4, 6, 1. А их уже легко запомнить. Впрочем, раз Мацек не лю­ бит числа, можно заменить их словами с соответствующим числом букв и да­ же составить из них предложение: НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ! Его можно «а всякий случай запи­сать на листке бумаги.
Да, неплохо придумано, — сдер­ жанно похвалил Роберт. — Надо, од­ нако, время от времени менять распо­ ложение окошечек в трафарете, ска­ жем, раз в месяц.
Однако окошечка нельзя вырезать произвольным образом, — добавил Адам. — Если делать их где попало, то после поворачивания трафарета око­ шечко может прийтись на уже занятую клетку. Трафарет надо сделать, руководствуясь определенным принципом, с которым вы все должны познако­миться. Сетку из шестнадцати клеток делим жирной линией на четыре ква­драта. Клетки в верхнем левом квадра­те нумеруем в обычиой очередности. В правом верхнем углу нумеруем их так, будто квадрат повернут на че­тверть оборота вправо. Правый нижний квадрат повернут на четверть оборота по отношению к верхнему. То же са­мое касается четвертого или левого нижнего квадрата. Рисунок поможет уяснить суть дела. Теперь для выреза­ния окошечек можно выбрать четыре любые клетки. Следи лишь за тем, что­бы не было среди них двух с одинако­выми номерами. Вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, здесь существует очень много возмож­ностей, конкретно — двести пятьдесят шесть. Конечно, таким образом можно сделать сетку с тридцатью шестью квадратами, то есть шесть на шесть (трафарет с девятью окошечками) или даже шестьюдесятью четырьмя клет­ками (трафарет с шестнадцатью око­шечками). Последняя сетка дает боль­ше четырех миллиардов возможных расположений.
Невероятно! — воскликнул Ma цек.
Да, четыре в шестнадцатой степе­ ни! Но я предлагаю поначалу пользо­ ваться трафаретом с четырьмя отвер­ стиями. Нам этого вполне достаточно, — заключил Адам. — Что ж. Пожалуй, все ясно, можем уже идти.
Минутку, минутку, — закричал Мацек. — Еще два слава про то, как запомнить окошечки. Итак, в словах «НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ!» мы считаем буквы (и отдельно восклицательный знак) и записываем по порядку числа 2. 4, 8, 1. Ну, а что дальше? Как пре-
сло с остатком или без (начиная с кон ца), соответетвешию единицу или нуль. Так повторяем до тех пор, пока, деля всякий раз «а два, не дойдем до еди­ницы. Тогда записываем ее в начале нашего числа. Вот и все. Покажу это для большей ясности на примере. Мы хотим определить, чему соответствует число восемь в двоичной системе. Де­лим восемь на два. Поскольку это чи­сло делится без остатка, записываем нуль. Частное от деления, то есть че­тыре, дает без остатка два — снова пи­шем нуль. Два делится на два без ос­татка — опять записываем нуль. Оставратить их в соответствующие числа двоичной системы?
— Это очень просто, — сказал Янек. — Мы про это не говорили, потому что можно в случае необходимости за­глянуть в таблицу, сопоставляющую десять чисел в обеих системах счисле­ния. А вообще-то неплохо и познако­миться со способом перевода из деся­тичной системы в двоичную. Данное число делим на два. Если оно делится без остатка, записываем нуль, если с остатком, — единицу. Частное от де­ления снова делим на два и записы­ваем результат таким же образом, т.е. в зависимости от того, делится это чи-
лась единица, которую записываем спе­реди, перед нулями. Итак, мы получи ли число 1000.

Опубликовал admin 0 Комментариев · 2479 Прочтений · Для печати
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.