Кибернетизация.ру - Тематический портал о кибернетике и компьютерах.
Главная · Статьи · Форум · Веб ссылки · ПоискДекабрь 11 2017 23:41:01
Навигация
Из истории развития человечества и компьютера
История развития кибернетики
Компьютеризация и общество
Кибернетизация отдельных отраслей
Компьютеризация учебного процесса
Компьютер в искусстве
Кибернетизация, армия, спецслужбы
Искусственный интеллект
Виртуальный мир
Наши партнеры
Интересное
Голосование
Глобальная компьютеризация - хорошо это или плохо?

Да, за компьютерами и технологиями будущее! Я "за"!

Это, конечно, хорошо, но не в глобальных масштабах

Комьютер - зло!

Не знаю, не задумывался...

А что это такое?

Для участия в опросах вы должны залогиниться.
Темы форума
Новые темы
За роботами будущее?...
НЕТ компьютерам и те...
Без компьютера никак...
Впечатления, советы ...
Обсуждаемые темы
За роботами будущ... [2]
Без компьютера ни... [2]
НЕТ компьютерам и... [1]
Впечатления, сове... [0]
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 107
Посетитель: frans19757
Гость
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Последние статьи
Навстречу кометам...
Радиоуголок, детекто...
Генерал железных до...
Первый королевский а...
Техника и биология...
Первый поляк в космо...
Таинственный шифр...
Исследователь Сибири...
Великий Тыльман...
Для мастериц на все ...
Метод получения фосф...
Великий мастер корол...
Барометр
Глиссер
Электронные кубики...

Великий Тыльман
В 1623 году в доме суконщика и портного Якоба Янсона ван Гамерена родился сын. Неизвестно, произошло ли это событие в богатом голландском городе Утрехте или в его окрестностях Неведома и точная дата рождения младенца. Зато известно, что 5 июля 1632 года он был крещен в утрехтском протестантском соборе и наречен Тыль-маном. В тот день, разумеется, никто не мог предугадать его будущее. И уж наверняка никому и в голову не при­ходило, что малютка Тыльман станет в будущем носить типично польскую фамилию — Гамерский — и что он наложит большой отпечаток на архи­тектурный облик польской столицы.
Детство и раннюю юность Тыльман провел в родном доме. В Голландии на образцах родного голландского зодче­ства изучил архитектурное дело. Позд­нее, чтобы познакомиться с зарубеж­ными архитектурными достижениями, изъездил вдоль и поперек Германию и Италию. А в Италии его больше всего привлек Рим и северная часть страны. Здесь он увидел и полюбил искусство великого художника позднего ита­льянского Возрождения Андреа Пал-ладио, что сказалось потом на всем дальнейшем архитектурном творчестве Тыльмана. В одном из университетов (когда это происходило и где, мы не знаем) Тыльман, накопивший большие познания, читал лекции по архитек­туре. Дворец Красииских в Варшаве.
В 1666 году, вероятно по приглаше нию магнатов Любокшрских. Тыльман ван Гамсрен прибыл в Польшу. Он был уже в ту пору зредым и всесторонне образованным хуодйяшком.
В страну, которой наделено было стать его новой родиной.Он привез бо­гатую по тем временам библеотеку ар­хитектурных сочинении, которую постоянно пополнял новинками. Уцелев­шие экземпляры тыльмановских книг -хранятся в собрании библиотеки Вар- шавского университета.
В Польше Тыльман сразу же вступил на службу к польскому корошА гетману Ежи Себастьяну Любомирстму. Выполняя при нем обязанности во-,'' енного инженера, он проектиров , крепости и фортификации, строй осадные машины, мосты и паромы. НА. его попечении была к тому же артил­лерия. 16 июля 1667 года, спустя грц после прибытия в Польшу, он участвовал в бесславной братоубийственно битве под Монтвами, между отрядЛи мятежников под командованием мирского и войсками короля Яна Ks мира. Позднее Тыльман служил, ко, в королевском войске, а в 1672 ду за выдающиеся заслуги был удостоен звания военного инженера.
Свидетельством признания Тыльмана было и дарование ему ского шляхетства. По-видимому к э му времени он в значительной степ ополячился, чему немало, вероят способствовала и его женитьба на А не Коморовской. В 1685 году сей утвердил пожалование Тыпьману шл хетства и его новую визированную фамилию Гамерский
Нельзя не сказать здесь, что сам Тыльман писал свои имя и фамилию по-разному: Тыльман, Тиль-ман, Тилеманус, Тельман, Телман, ван Гамерсн, Гам-мерен, Гамерини, из Га-мерина и, наконец, в поль ском звучании — Гамер­ский. Этим объясняются, быть может, разночтения
в правописании его имени и фамилии, встречающи­еся и по сей день.
Военная карьера не прельщала Тыльмана. Он оставляет военную служ­бу. Его призвание — гражданское зодчество, проектирование и строи­тельство замков, величе­ственных дворцов, парко­вых павильонов, костелов. Здесь замечательный зод-'чий вскоре достиг выда­ющихся результатов. Мол­ва о его знаниях и талан­те широко разнеслась по стране. Очень скоро он стал высшим авторитетом в архитектурных делах. Магнаты, епископы, да и сам король стремились привлечь его к проектированию задуманных ими по­строек. Художественному успеху сопут­ствовало всеобщее уважение, почести, б.огатство. Тыльман навсегда поселился в1 Варшаве.
В течение последнего десятка лет с}юей жизни Тыльман был придворным архитектором великого коронного мар­шала Станислава Гераклия Любомир-ского (сына мятежника, о котором шла речь выше) и выполнил для него мно­жество архитектурных и градострои­тельных работ. Зодчий осуществлял сазы и других членов этого магнат­ского рода. Ряд работ он делал по заказу королевы Марии Казимиры, жены Яна Ш Собеского, и, по-видимому, и самого короля Яна III, его преемни­ка на троне Августа II и многих мона­стырских орденов. Он был королевским секретарем и придворным архитекто­ром.
Тыльман ван Гамсрен (или Гамер-ский) — один из крупнейших зодчих, когда-либо работавших в Польше, ока­зал огромное воздействие на все по­следующее развитие и формы поль­ской архитектуры. Он был представи­телем барокко, но барокко, отличав­шегося спокойствием форм, барокко, отмеченного чертами классицизма. В его постройках не отыщешь харак­терных для этого стиля пышных, по­рою претенциозных и тревожных форм, а наружная скульптура не за­слоняет их чистоты. Наоборот, объем­но-пространственные решения его зда ний очень логичны и отчетливы, а дг кор фасадов окуп, почти суров. Не­сколько богаче по своему архитектур­ному решению интерьеры тыльманов-ских построек. Изысканный вкус Тыль­мана ван Гамерена, его сдержанность, присущее ему чувство меры в сочета­нии с огромным талантом оказали та­кое влияние на варшавские художе­ственные круги того времени, что ба­рокко с его пристрастием к грандиоз­ности, эффектности утвердилось в архитектуре Варшавы с опозданием на несколько десятков лет.
Как любой крупный архитектор, Тыльман внес в архитектуру новые эле­менты, ввел в нее то, что не встреча­лось ни у кого из его предшественни­ков, — создал оригинальный тип поль­ской магнатской резиденции в виде внушительного монументального двор-Ца.
Характерная особенность такого дворца — четкий симметричный план. В середине его — парадный зал, а за­частую и обширный вестибюль, от ко­торого идет парадная лестница. По бо­кам размещены многокомнатные апар­таменты. В такой планировке зодчий гармонично связывал строгую упорядо ченность и симметричность образцов итальянской палладианской архитекту­ры с высшими достижениями совре­менной ему французской школы.
Описанное функциональное реше ние интерьеров дворца находило свое последовательное логичное отражение во внешнем рисунке. Дворец склады­вался из сплошного прямоугольного главного корпуса, члененного ризали­тами или выступами в центре обоих более вытянутых длинных боковых фа­садов (переднего и паркового), то есть там, где внутри здаяия находился боль­шой зал. К этому корпусу Тыльман пристраивал угловые павильоны или башни, в которых подчас размеща­лись целые жилые апартаменты. Про­образом сдержанного лаконичного де­кора фасада тыльмановской монумен­тальной дворцовой резиденции были постройки Палладио.
Тыльман ван Гамерен отличался не­обычной работоспособностью; пере­чень его произведений очень велик Среди пятидесяти с лишним объектов, которые он запроектировал и создал," — около тридцати построенных или пе рестроенных дворцов, приусадебных особняков, свыше десяти костелов и часовен, три замка, пять монастырей и пять больших алтарей в разных ко­стелах.
Одна из самых замечательных маг натских резиденций, созданных Тыль маном, — дворец, построенный в Не­борове в 1690 — 1696 годах. Он восхи­щает своим величием, сдержанностью форм, красотой и изяществом своей архитектуры. Сейчас в нем разместил­ся филиал варшавского Национально­го музея. Дворец причислен к архитек­турным памятникам так называемом нулевой группы, в которую входят объекты, отличающиеся самыми высокими художественными достоинствами
и самой большой научной ценностью в мире.
Такое же восхищение вызывает и другое замечательное произведение Тыльмана — дворец Красинских в Вар­шаве, позднее получивший название дворца Речи Посполитой. Его строи­тельство продолжалось с 1677 почти до 1699 года. Здание поражает компакт­ностью и четкостью форм, архитек­турной легкостью объемно-простран­ственного >решения, несмотря на его _ массивность. Здесь размещается сейчас филиал варшавской Национальной би­блиотеки, хранятся самые ценные ее собрания — старопечатные издания, рукописи, графические работы.
Широко известен как в самой Вар­шаве, так и за ее пределами тыльма-новский дворец Острогских. Это лишь один из павильонов большой резиден­ции, которая так и не была завершена. _ Дворец был построен в 1681 — 1685 го­дах. Сейчас здесь находится общество им. Фридерика Шопена. Как гласит ле-:'1£нда, в подземельях замка плавает зо-лготая утка, охраняющая спрятанные : |ут несметные сокровища.
В 1688 — 1692 годах Тыльман по­строил в Варшаве небольшой костел на рынке Нового города. Он был по­ставлен королевой Марией Казимирой в честь победы Яна III Собеского под Веной. Похож на этот костел и бернар-_ динский костел (вместе с монастырем), у построенный Тыльманом в 1687 — 1694 годах по заказу С. Г. Любомирского.
К известным варшавским дворцовым постройкам Тыльмана ван Гамерена относятся также дворец Котовских (по-видимому, сооруженный в 1683 — 1688 годах), дворец, принадлежавший ранее Оссолинским, расширенный и перестроенный около 1694 года для Любомирских.
За пределами Варшавы, наряду с упоминавшимся уже дворцом Радзеев-ского в Неборове, Тыльман построил замечательный дворец для подляского воеводы Стефана Браницкого в Бело­стоке. Сегодня в этой великолепной магнатской резиденции, перестроенной в XVIII веке, размещается Медицин­ский институт. В 1671 — 1679 годах зодчий реконструировал и перестраи­вал дворец Любомирских (позднее Чар-торыских) в Пулавах, дворец Вишне-вецких (потом Любомирских) в Любар-тове (1691), по-видимому, дворец Бе­линских в местечке Стары-Отвоцк под Варшавой (1693 — 1703), дворец Рейув в Пшецлаве под Мельцем. дворец Се-нявских в Л убийцах, дворец Любомир­ских в Ланцуте, а также дворцы в Лан­ке, Жемене, Горличине, Киянах, Лю­блине, Виннице, Мариманте и других местностях. Занимался архитектор и реконструкцией замков Миончинского в Завепищах и Любомирских в Яновце и Баранове-Саидомерском.
В церковных постройках Тыльмана сочетается тяга к центрическим фор­мам (с симметричным планом) с ис­пользованием достижений тогдашней итальянской церковной архитектуры. Главное и самое выдающееся его про­изведение здесь — костел святой Ан­ны в Кракове. Это величественный храм с фасадом, увенчанным двумя башнями, л куполом на пересечении главного и поперечного нефов, возве­денный рядом со старым краковским университетом в 1689 — 1703 годах.
Заслуживает особого внимания осно­ванная Яном III в 1678 — 1681 годах и построенная в Гданьске вблизи Ма-риацкого костела Королевская ча­совня.
Около 1693 — 1695 годов по инициа­тиве королевы Марки Казимиры Тыль­ман создал в Варшаве настоящий «уни­вермаг» — большой торго'во-рыночный объект.
Во время второй мировой войны вар­шавские дворцы и костелы, построен­ные Тыльманом, разделили участь го­рода: почти все они были полностью уничтожены. Сегодня, восстановлен­ные со всей тщательностью, они вновь украшают польскую столицу. Анало­гична была и история многочисленных неваршавских построек зодчего.
Восстановить эти здания позволили планы и чертежи Тыльмана из его частного архива, большая часть кото­рого, к счастью, уцелела.
И это наследие, равно как сохра­нившиеся и 'воссозданные работы Тыль­мана Гамерокого — убедительное сви­детельство тому, что его по праву на­зывают самым выдающимся архитекто­ром Польши нового времени и одним из великих европейских мастеров зод­чества барокко.

Опубликовал admin 0 Комментариев · 2551 Прочтений · Для печати
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.